Современная
образовательная система должна обладать таким потенциалом, который позволил бы
нынешним школьникам играть активную роль в изменившемся обществе через 10-15
лет. Эффективный путь достижения этого результата – сформировать поисковый
стиль мышления, привить интерес к интеллектуальной деятельности и познанию. Одним
из инструментов, позволяющим решить подобную задачу, является построение
образовательного процесса на основе самостоятельной учебно-исследовательской
деятельности учащихся. Организация образовательного процесса на основе
исследовательской деятельности вызывает значительные изменения в построении
микроклимата школы. Изменяется роль педагога, который
становится «проводником» по
информационному пространству, коллегой и старшим товарищем школьника по
совместному интеллектуальному труду. В школах нашего района
действуют научные общества учащихся, школьники в течение года, а иногда и 2-3
лет проводят исследования по интересующим их темам, которые затем оформляются в
проекты или
исследовательские работы. Лучшие из них по итогам защиты в школе представляются
ежегодно на районную конференцию. Районная учебно-исследовательская конференция учащихся образовательных учреждений
Шаховского муниципального района «Первые шаги в науку» в 2013 году проходила уже в пятый раз. Конференция
является формой сетевого взаимодействия образовательных учреждений, учащихся,
педагогов и родителей. Главной целью конференции
является повышение уровня общей,
коммуникативной и исследовательской культуры современных школьников,
формирования у них исследовательской компетенции и элементов научного
мировоззрения, а также мотивации интереса учащихся к исследованиям в самых
разных областях научных знаний. Уже второй год форум юных исследователей объединяет учащихся 1-11 классов и включает в
себя 3 отдельные конференции: для
учащихся начальной школы, для учащихся 5-11 классов и лингвистическую конференцию
на иностранном языке. Конференция – это не только обмен интересными
идеями, результатами выполненных проектов
и исследований, но ещё и конкурсное испытание. Все ребята были разделены
на секции согласно возрасту и области исследования. Оценивало работы и выступления
школьников в каждой секции жюри, в
состав которого входили учителя, работники библиотек, сотрудники Шаховского
музея. При оценке работ участников
конференции учитывалось несколько
параметров: - глубина
и самостоятельность исследования; - новизна и неординарность
подхода к избранной теме; - свобода владения учащимся содержанием
представленной работы; - целостность
и уверенность изложения, речевая
культура автора; - корректность, аргументированность и убедительность выводов; - качество оформления
работы, структурированность,
библиография; - наличие
и качество демонстрационного материала. Учащимися начальной школы было представлено
47 исследовательских работ в 6 секциях (для сравнения в 2012 г. - 24 работы в 4 секциях), причём почти половину из
них составили работы учеников 1 и 2 классов, первоклассники представили 7 выступлений. В этом году больше всего работ
младших школьников было посвящено изучению мира живой и неживой природы. Ребят также интересовали вопросы русской
культуры и истории, литературы,
математики и здорового образа жизни. Наибольшую
активность в подготовке и представлении работ на конференции проявили учащиеся
гимназии (14 работ), Шаховской СОШ №1 (10 работ). Из сельских школ самыми активными были школьники из Ивашкова
(7 работ), Раменья и Бухолова (по 5
работ). Работы младших школьников вызвали живой интерес у участников и членов
жюри, многие из них сопровождались мультимедийными презентациями. Ученики среднего и старшего звена
распределились по 7 предметным секциям и представили 37 работ. В 2 секциях защищались работы
по биологии, химии и географии (12 работ). В секции истории, социальных дисциплин и психологии на защиту представлено 5 работ. Математики,
физики и информатики в своей секции заслушали 6 выступлений, 5 исследовательских работ обсудили филологи. Впервые
на конференции столь значительно были представлены рефераты и исследования по православной культуре и духовному
краеведению: всего этой теме было посвящено 9 работ, 3 из них
выполнили учащиеся начальной школы. Лингвистическая конференция на иностранном языке в этом году собрала 12 выступлений, причём
было представлено 10 работ на английском, по 1 работе на французском и немецком
языках. Жюри было очень непросто определить лучших при такой высокой
конкуренции. По итогам конференции предметные жюри в каждой секции определили
дипломантов I, II
и III степени. По
итогам 3 конференций всем дипломантам, а их в этом году 57 человек, вручены
дипломы и книги в подарок. Участники
конференции также получили дипломы. Созданная на основе исследовательской деятельности образовательная среда
стимулирует ребенка к творческому поиску, а участие в исследовательских
конференция и знакомство с исследовательскими работами сверстников способствуют
формированию широкого круга интересов, стимулируют желание попробовать свои
силы в различных областях знаний. С каждым годом растёт количество ребят, чья сфера интересов
выходит за пределы областей учебных
предметов. Исследовательские работы и проекты становятся успешными
благодаря совместным усилиям школьников, родителей, педагогов. |